Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 185 гостей онлайн
Новое в системе подготовки медицинских кадров PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Статьи
24.02.2012 11:10

diplomНовое в системе подготовки медицинских кадров

Замминистра Вероника Скворцова в интервью "Российской бизнес газете" рассказала о развитии системы подготовки медицинских кадров

Многие проблемы нашего здравоохранения связаны с дефицитом кадров - как врачей, так и среднего и младшего персонала, а также с отсутствием современной системы повышения их квалификации. В Минздравсоцразвития России разработана стратегия решения кадровых проблем. О ней "РБГ" рассказала заместитель министра, член-корреспондент РАМН Вероника Скворцова.

 

- Вероника Игоревна, перед здравоохранением поставлена задача масштабной модернизации. Но можно ли выполнить ее в условиях нехватки врачей и медсестер, особенно в небольших городах, селах, деревнях?

- Проблема заключается не в том, что у нас недостаточно врачей и медсестер, а в том, что сформировались перекосы в кадровом наполнении отрасли. Основных диспропорций несколько. Первая - медицинские кадры концентрируются вокруг крупных краевых, областных стационаров, университетских и академических клиник, а их дефицит возникает в первичном звене, где его не должно быть по определению, потому что именно там живут и работают люди, а помощь должна быть максимально приближена к ним. Вторая диспропорция между различными медицинскими специальностями: по некоторым дефицит более 40 процентов, в других концентрация медицинских работников, в разы превышающая потребность. Третья - неправильное соотношение между количеством врачей и медсестер, из-за чего врачи выполняют функции, не требующие их квалификации.

- А есть ли в министерстве точное представление обо всех кадровых проблемах отрасли?

- Мы создали федеральный регистр всех медицинских работников независимо от организационно-правовой формы учреждения, в котором они работают, а с 2011 года включили в него и всех студентов вузов и учащихся медицинских училищ и колледжей, чтобы видеть наш резерв и следить за его судьбой. Разработали также и аналитическую систему, которая позволяет создавать кадровый профиль для каждого субъекта РФ и выявлять его диспропорции. Теперь мы можем не только прогнозировать ситуацию на ближайшие 2 - 3 - 5 лет, но и вырабатывать решения по устранению диспропорций.

- Думается, тут нет особых секретов - для решения этих проблем нужно повышать уровень доходов и престиж медиков, создавать лучшие условия для работы, чтобы выпускники медицинских вузов ехали туда, где они нужны, а не стремились любой ценой остаться в крупных городах.

- Безусловно, очень помогает развитие материальных стимулов для прихода выпускников-медиков в первичное звено, особенно на село. Трудно переоценить и значимость выделения миллиона рублей подъемных для молодых сельских врачей. В новый Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", принятый в конце прошлого года, вошли меры дополнительной социальной поддержки для всего медицинского персонала, работающего на селе. В то же время наши встречи в регионах свидетельствуют о том, что молодежь даже из-за денег не всегда готова ехать в село, ей хочется иметь оживленную социальную инфраструктуру, общение, возможности для удовлетворения культурных потребностей. Проблема требует комплексного решения.

- Наверное, проще адаптироваться в сельской местности уроженцам этих мест?

- Поэтому мы и внедряем новую форму контрактного целевого приема в вузы по трехстороннему договору между субъектом, вузом и между родителями абитуриента до 18 лет, а потом и самим абитуриентом. Регион должен заниматься профориентацией, выбирать перспективных ребят и проявлять свою заинтересованность в конкретном человеке, поддерживая его материально в годы учебы, мониторя на хорошую успеваемость.

Ежегодные практики с первого курса должны проводиться близко к будущему месту работы. Нужно создать условия выпускникам - жилье, транспорт... Таким образом мы пытаемся сформировать единый образовательно-кадровый континуум, разделив ответственность за наполнение медицинскими кадрами каждого региона страны между самим регионом и образовательными медицинскими учреждениями, прикрепленными к нему.

- Но врачам приходится учиться практически всю жизнь - изменения в объеме профессиональных знаний происходят очень быстро.

- Систему непрерывного медицинского образования мы сейчас активно совершенствуем. С сентября 2011 года внедрены вузовские стандарты третьего поколения. Будут обновляться и все программы послевузовского обучения по всем медицинским направлениям. Параллельно должны быть подготовлены аккредитационные критерии, поскольку с 2016 года мы вводим аккредитацию медицинских работников с внедрением индивидуального листа допуска к конкретным видам медицинской помощи. Медицинский работник сможет непрерывно на протяжении всей своей деятельности расширять количество допусков в зависимости от его конкретных умений и навыков. Это существенный прорыв, потому что будут введены единые для всей страны подходы и гарантии качества оказания помощи.

Если врач, закончив ординатуру, обучится 10 видам вмешательств по своему профилю, он не может экспериментировать на больных, самостоятельно применяя 11-й. А если захочет его освоить, он должен будет обучиться по дополнительной программе и расширить свой лист допуска.

- Если мы реалисты, придется согласиться, что в каждую деревню доктора все равно не пошлешь. Может быть, для сельской медицины нужны и новые организационные модели?

- Безусловно, есть и другие формы оказания медицинской помощи в удаленных районах и территориях с низкой плотностью населения. Во-первых, это мобильные выездные бригады, и мы в законе предусмотрели статью, в которой закреплено формирование консультативно диагностических бригад для выезда в медицинские учреждения, где нет необходимых специалистов. Мы восстанавливаем систему медицинского транспорта - санитарной авиации, вездеходной техники. Самолеты, вертолеты, специальные автомобили оснащены современным оборудованием, которое позволяет оказывать сложные виды помощи, включая реанимационные мероприятия и малые операции, фактически по ходу движения. Эти системы доступны и будут широко внедряться в тех регионах, где это необходимо.

- В мире широко используются и возможности телемедицины - дистанционные консультации, подключение ресурсов ведущих медицинских центров к нуждам пациентов в самых отдаленных регионах.

- Мы также нацелены на развитие телемедицины, причем не примитивной, когда речь идет об обмене текстовыми файлами, а с возможностью передачи изображения больного и всего скрининга его состояния, включая передачу сложных изображений с диагностических приборов - компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования и т.п. Эти технологии позволяют даже при наличии только оператора лаборанта в ночную смену или в выходные дни дежурному врачу направить изображение с компьютерного томографа в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня и получить ответ с подтверждением диагноза и рекомендациями по лечению.

- У проблемы дефицита кадров есть и еще одна сторона - многие выпускники медицинских вузов не идут в практическое здравоохранение, потому что зарплата начинающего врача смехотворно мала.

- За последние два года она существенно выросла. Сейчас средняя зарплата врача по России превысила 21 тыс. руб. Конечно, это все равно немного. Но мы разработали системный подход, который в последующие годы позволит повысить зарплату всем медицинским работникам, и он тоже связан с внедрением финансово просчитанных стандартов.

При некоторых социально значимых заболеваниях стандарты увеличат стоимость оказания помощи больному в 7 - 10 раз. При этом будут закреплены и закономерности распределения средств внутри финансового эквивалента стандарта - медицинской части тарифа, в том числе будет регламентироваться доля зарплаты внутри тарифа, что позволит существенно повысить ее персоналу. По самым скромным подсчетам, уже к концу 2012 года она может вырасти на 30-35%. Но это только первый шаг, потому что внедрение стандартов будет поэтапным, а с 2013 года их применение станет обязательным для всех регионов.

Источник: "Российская бизнес газета", Сайт Минздрасоцразвития

Смотрите также по теме:

Всего 15 дипломированных врачей Приморья хотят стать сельскими миллионерами

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Размышления о положении и судье врача в России

Как медикам стать юридически грамотными?

Вторая общероссийская конференция «Медицинское образование-2011»

Международный проект TEMPUS IV

Подготовка преподавателей высшей медицинской школы: От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь

Т.Голикова о модернизации здравоохранения на совещании в Иваново

Национальная медицинская палата считает необходимым пересмотреть организацию аттестации и сертификации медиков

Новые Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

Россия обновляет требования к квалификации и должностным обязанностям работников сферы здравоохранения

В России меняется система подготовки врачей

Необходимо ли сейчас проходить аккредитацию медицинским организациям?

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное