Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 63 гостей онлайн
Закон против коррупции в здравоохранении PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Статьи
10.12.2011 10:01

Закон против коррупции в здравоохранении

Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 г., коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. По оценкам специалистов, в России в разных отраслях разворовывается от 20 до 60 процентов бюджетных средств. Здравоохранение  в числе самых проблемных областей, наряду с ЖКХ и образованием.  Какие законодательные новшества призваны противостоять коррупции? На наши вопросы отвечают сотрудники Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Н.В. Путило, О.О. Журавлева, О.А. Беляева.

Эксперты опасаются, что с принятием Закона об основах охраны здоровья коррупционная емкость здравоохранения может вырасти в разы. Как противостоять тенденции замены бесплатных медуслуг платными? Какие законодательные нормы смогут это предотвратить?

 

В новом Федеральном законе 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» предприняты попытки решения данной проблемы по нескольким направлениям:

1) Более детально урегулированы отношения, возникающие в связи с оказанием платных медицинских услуг. Так, статья 19 в одном ряду  с правом на бесплатную медицинскую помощь закрепляет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Статья 84 устанавливает:  граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

2) В Законе дополнительно (по сравнению со ст. 41 Конституции РФ)  закреплено, что медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения для граждан является бесплатной. Статья 19 при раскрытии содержания права на медицинскую помощь указывает, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно статье 80 названого Закона не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов – по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований – при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

3)  Декларирование недопустимости замены платных услуг бесплатными (ст. 11 взимание платы за оказание  медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются). Ст. 84: отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

4) Расширение перечня бесплатных услуг. Статья 51 закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. В силу ст. 80 в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включена паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Важно, что элементом права граждан на бесплатную медицинскую помощь на уровне Федерального закона провозглашено право обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, которое действует при соблюдении ряда условий: 1) в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи; 2) в условиях стационара или в неотложной форме; 3) лекарственные препараты должны быть включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а  медицинские изделия должны быть предусмотрены стандартами медицинской помощи.

Таким образом, Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» не воспринял предложений радикального характера, которые при условии жесточайшего контроля за их исполнением могли бы устранить проблему. Эти предложения сводились к запрету государственным и муниципальным организациям вообще оказывать платные услуги населению.  Предполагалось также, что этот запрет должен сопровождаться повышением бюджетного финансирования этих учреждений, в противном случае произошел бы массовый отток специалистов из этой сферы.

В настоящее время вымогательство при оказании услуг приобрело признаки обычая (то есть тех правил поведения, которые не имеют письменной формы, сложились стихийно) и превратилось в массовое явление, иногда имеющее и нелогичные деформации (например, отдельно взятка врачу при одновременной оплате платных услуг через кассу учреждения). Поэтому предложенные новым Федеральным законом меры могут  оказаться неэффективными, если не будет налажен постоянный контроль и не будет увеличено финансирование как медицинских работников, так и государственных медицинских организаций.

Как за год своего действия зарекомендовал себя новый закон об ОМС в точки зрения его коррупционной уязвимости? Какие законодательные дополнения и изменения могли бы улучшить ситуацию?

Следует сразу отметить, что не все положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» действуют с 1 января 2011 года, часть из них имеет иные сроки вступления в силу. Например, финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года.

Закон предусматривал в качестве гарантий защиты прав застрахованных лиц возможность выбора и последующего изменения по желанию застрахованного лица медицинской организации, страховой компании, введение новой формы  полиса ОМС и его действие на всей территории РФ. Однако пока количество выданных полюсов ОМС нового образца, как и число лиц, пожелавших сменить страховую компанию незначительно. Поэтому давать оценку эффективности Закона, в том числе его коррупционной уязвимости, как целостного акта достаточно сложно.

Кроме того, не все подзаконные акты, которые были необходимы для реализации  Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  были приняты своевременно.  В связи с тем, что часть полномочий в сфере правового регулирования  обязательного медицинского страхования  имеют и субъекты Российской Федерации, то эффективность действия правовых норм указанного нормативного акта зависела и от регионов. Например, реализация положений Закона о санкциях в отношении медицинских организаций была затруднена отказом ряда медицинских организаций в регионах от включения в действующие договоры разделов  о таких санкциях. При этом медицинские организации ссылались на отсутствие в соответствующих субъектах РФ утвержденных размеров санкций. Данная ситуация создавала проблемы не только для страховых организаций и территориальных фондов медицинского страхования, но и снижала гарантии получения гражданами квалифицированной медицинской помощи. Таким образом, закрепленный на уровне положений Закона правовой механизм, призванный, в том числе, противодействовать коррупции не работал в полной мере.

В рамках проводимых преобразований предусматривается,  что тарифы ОМС станут полными, таким образом, страховые выплаты медицинским организациям, участвующим в программе ОМС, будут покрывать все расходы таких организаций, что также должно способствовать снижению коррупционной уязвимости данной сферы. Кроме того, с данными изменениями связывается увеличение притока частных клиник в систему ОМС, пока число таковых незначительно.  Предполагается, что подобная мера должна улучшить конкуренцию, повысить качество предоставляемых услуг.

В настоящее время врачи, как и учителя не являются государственными или муниципальными служащими, поэтому на них не распространяются соответствующие ограничения и запреты. Одним из направлений совершенствования противодействия коррупции в данной сфере является установление соответствующих запретов и ограничений и для врачей, уточнение ответственности страховых и медицинских организаций в рамках ОМС.

Каким образом последние изменения порядка госзакупок повлияют на госзакупки в здравоохранении? В какой мере широко известные факты коррупции в этой области (закупка томографов по завышенным ценам и др.) вообще повлияли на данные изменения?

Наверное, положительно. Так, Федеральным законом от 21.04.2011 г. № 79-ФЗ были введены нормы, предусматривающие право заказчика потребовать обеспечение гарантийных обязательств поставщика при приобретении медицинского оборудования. Тем самым на победителя торгов может возлагаться две обязанности: обеспечить собственные обязательства по поставке оборудования и обеспечить гарантийные обязательства на это оборудование. Это позволит сократить расходы бюджета на ремонт медицинского оборудования, вышедшего из строя в период гарантийного срока, а главное  будет стимулировать поставщика к надлежащему выполнению гарантии. Попутно отметим, что «госзакупки»  это сленг, коробящий любого юриста. Хотя слова «закупки, закупка» засорили не только нашу речь, но уже стали включаться в тексты законов (например, Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическими лиц», законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг»), такая ситуация, тренд, если хотите, заслуживает порицания. Понятие «закупка» нашему законодательству чуждо, правильнее говорить не «госзакупка», а «государственный заказ».

Следует отметить, что для утверждения о «завышенной» цене нужно располагать достоверной информацией о том, какая цена объективно должна была быть на эти томографы или иное медицинское оборудование.  До принятия Федерального закона от 21.04.2011 г. № 79-ФЗ наше законодательство не предписывало заказчику накануне торгов проводить мониторинг цен. Называть ли это коррупцией, вопрос сложный, поскольку действия заказчиков были основаны на соблюдении требований действующего в тот момент законодательства. Теперь же в действующей редакции Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» появилась статья 19.1, обязывающая заказчика составить обоснование начальной цены контракта с использованием данных государственной статистики, общедоступной информации с сайтов производителей, иных сведений. Обоснование цены контракта сейчас подлежит включению в документацию о торгах или в извещении о запросе котировок.

Думается, именно скандал с томографами подтолкнул законодателя к введению этой нормы. Странно только, что это произошло лишь в 2011 г., то есть спустя пять лет с даты введения в  действие 94-го закона. Правило об обосновании начальной цены должно было быть предусмотрено в нем изначально. Но и эта норма далека от совершенства, так как она содержит лишь примерные ориентиры, которыми руководствуется заказчик при определении начальной цены. Уже назрела необходимость более жесткого нормирования начальных цен для государственных контрактов, а не просто введения их примерного обоснования.

По данным исследований, наиболее распространенные виды «низовой» коррупции в медицине: взятка врачу за получение различного рода справок. Что делается для того, чтобы навести порядок в этой сфере? Какие законодательные новации последних лет направлены на пресечение этого вида взяточничества?

Сразу следует оговориться, что речь идет не только о взятках, но и коммерческом подкупе.

Традиционно мерами борьбы с неформальными платежами за услуги в сфере здравоохранения являются введение официальных тарифов, повышение оплаты труда врачей и специалистов, а  также повышение прозрачности финансирования и деятельности медицинских учреждений, эффективности механизмов обжалования предоставляемых медицинских услуг. Снятие избыточных требований в отношении предоставления справок гражданами также способно улучшить ситуацию с «низовой коррупцией» в здравоохранении. Человек платит за медицинскую справку, т.к. она является основанием для получения определенных благ, в том числе, материального характера.

Ещё одной важной мерой, на наш взгляд, является повышение осведомленности населения о своих правах на получение медицинских услуг. На сегодняшний день большинство российских граждан, например, не знает какие прививки и в какие сроки должны быть сделаны их детям, какие виды помощи являются бесплатными, а какие предоставляются только на платной основе, каковые сроки проведения диспансеризаций, что необходимо, чтобы получить ту или иную справку. Таким образом, зачастую сложно оценить законность требований о дополнительной оплате медицинских услуг, а соответственно противостоять коррупции в медицинской сфере.

Что касается  пресечения «взяток», получаемых врачам за выдачу справок, то  за последние годы приняты различные меры, как общего характера, направленные на противодействие взяточничеству как явлению в целом, так  и специального характера: изменения в системе обязательного медицинского страхования; содействие конкуренции в данной сфере  в результате предоставление возможности участия в ОМС и частных медицинских организаций и др., которые также способствуют превенции и пресечению злоупотреблений и коррупции в сфере здравоохранения.

Для предотвращения имевших место ранее фальсификаций больничных листов с 1 июля 2011 года в России введены больничные листы с повышенной степенью защиты от подделок. Однако введение новых бланков имело и свою «оборотную сторону», малейшие ошибки при заполнении от руки делали выданные документы недействительными. Указанная проблема была частично преодолена в результате подготовки и размещения в свободном доступе в сети Интернет для «скачивания» специального программного обеспечения, позволяющего существенно упростить процедуру  заполнения и свести ошибки к минимуму. В 2012 году ожидается упрощение самого бланка и введение в обращение новой формы.

Кроме того, изменены правила выдачи, форма и порядок оплаты больничных листов. С 2011 года работодатель обязан оплачивать не два дня больничного, как это было раньше, а три, с четвертого дня оплачивает Фонд социального страхования. С 2014 года больничные будет оплачивать Фонд, а не работодатель. Пока данная модель проходит свою опробацию всего в  двух регионах  (Нижегородской области и Карачаево-Черкесси).

Этим летом скандал во РНИМУ имени Пирогова привел к отставке ректора. Какие законодательные меры предпринимаются с тем, чтобы навести порядок в области образования, в том числе и медицинского? Что делается, чтобы остановить выпуск врачей-недоучек?

В качестве дополнительных мер, способствующих повышению профессионального уровня медицинских работников Федеральный закон  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 69 предусмотрел с 1 января 2016 г.  режим аккредитации медицинских и фармацевтических работников.  Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста будет осуществляться по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решение проблемы повышения качества подготовки специалистов, которых сегодня выпускает система высшего образования, не сводится лишь к нормативным формам (хотя в этой сфере последние годы происходит принятие федеральных государственных образовательных стандартов (учитывающих, помимо прочего, требования работодателей), квалификационных требований к специалистам и т.д.).

Источник информации: АМИ-ТАСС

Комментарии
Добавить новый Поиск
Александр  - Коррупцию можно победить   |46.0.46.xxx |2011-12-23 15:59:04
Здравоохранение должно стать подотчетной
структурой длня населения.Чиновники ТФОМС
СМО распоряжаются финансовыми средствами
как хотят.Надо узаконить проверку данной
коррумпированной финансовой пирамиды
общественностью и общественными
организациями по целевому и эффективному
расходованию денег налогоплательщиков.

Желаем побороть коррупцию в
здравоохранении.
Светлана   |188.162.166.xxx |2012-03-13 23:40:05
На мой взгяд пока с корупцией ни как не
совладать... по крайней мере в высших
ешелонах.. надо начинать с малого... вот
напимер фирма www.trionmed.ru я тут работаю... так -
все медицинские тендеры играем
исключительно честно - безо всяких откатов -
такова стратегия руководства.
Юра  - Жизнь препринимателей в Помосковье   |176.62.179.xxx |2015-10-25 06:32:00
Уважаемый Владимир Владимирович,
сотрудники Совета Федерации, силовых
структур!
На меня оказывается давление и
вымогательство. Не дается администрацией
возможность развиваться как
предпринимателю, не даются разрешения на
строительство, даже на жилой дом, не
меняются разрешенные виды использования
под предпринимательство. Все зажато
внутренним врагом на местах. Я выиграл
несколько судов у администрации
Истринского муниципального района по не
предоставлению мне земли. Это
Арбитражный
суд(информация...
Юра  - Жизнь препринимателей в Помосковье   |176.62.179.xxx |2015-10-25 06:33:12
Уважаемый Владимир Владимирович,
сотрудники Совета Федерации, силовых
структур!
На меня оказывается давление и
вымогательство. Не дается администрацией
возможность развиваться как
предпринимателю, не даются разрешения на
строительство, даже на жилой дом, не
меняются разрешенные виды использования
под предпринимательство. Все зажато
внутренним врагом на местах. Я выиграл
несколько судов у администрации
Истринского муниципального района по не
предоставлению мне земли. Это
Арбитражный
суд(информация...
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное