Как медикам стать юридически грамотными?

Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 107 гостей онлайн
Как медикам стать юридически грамотными? PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Статьи
27.11.2011 09:57

418066К дискуссии о положении и судьбе врача в России

Как медикам стать юридически грамотными?

Вопросы юридической ответственности за ненадлежащее исполнение медиками своих профессиональных обязанностей, к сожалению, поднимаются нередко. Они в последнее время обсуждаются общественностью и в средствах массовой информации. Врачебные ошибки и неэффективное врачевание – та негативная реальность, которую необходимо учитывать медицинским работникам.

Да, в последние годы ухудшилось качество оказываемой медицинской помощи. Происходит это вместе с понижением профессионального статуса врача. Такое состояние может провоцировать распространение того явления, которое в западной социологии медицины именуется «медицинским империализмом».

Действительно, в медицине усилились конфликты, что порождает недоверие пациентов к врачам. Это явление еще больше «стимулирует» негативная информация на телевидении, в газетах и журналах.

Недоверие к врачам возникает не только из-за их ошибок, но и из-за нечистоплотности отдельных журналистов, которые иногда вместо фактов излагают свои некомпетентные домыслы, в то же время не говорят о миллионах спасенных жизней, о тех тяжелых условиях, в которых работают российские медики. Все это не улучшает сложившихся конфликтных взаимоотношений медиков и пациентов в обществе. Не улучшает и качество лечения пациентов. В то же время в учреждениях здравоохранения отсутствуют юристы владеющие медицинским правом. В России ничтожно мало адвокатов, защищающих права врачей и пациентов, крайне низка правовая грамотность российских врачей и медсестер. Специалисты в области медицинского права знают о низком уровне правовой грамотности врачей, среднего медперсонала и бьют тревогу. Изучению правовой грамотности медицинских работников посвящены лишь единичные работы, а литературы крайне мало, недостаточно преподается в медицинских вузах право.

Причинами такой ситуации является нехватка преподавателей, способных проводить подобные занятия в рамках сертификационных циклов. Подготовка кадров, имеющих высшее медицинское образование и квалифицированно и четко разбирающихся в медико-правовых проблемах, может в значительной мере разрешить создавшуюся ситуацию.

В качестве еще одной проблемы можно назвать противоречия, существующие между юристами и медиками, разобщенность представителей правовой и медицинской науки. А ведь профессии врача и юриста, как это ни покажется странным на первый взгляд, имеют немало общего – история их возникновения, восходящая к истокам цивилизации, призвание к защите высших человеческих ценностей, их высокая востребованность обществом и, соответственно, высокие требования его к квалификации врача и юриста, само по себе уже предопределяет меру их ответственности перед законом.

В профессиональной деятельности юриста, как и врача, возникают сложные ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только законодательства, но и морально-нравственных принципов. От их решений порой зависит жизнь человека, его судьба. Проблемы ответственности медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг либо медицинской помощи, повлекшее вред здоровью человека либо даже смерть, становятся все более актуальными на современном этапе развития российского общества.

Знание врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, этических и юридических основ взаимоотношений врача и больного, юридической ответственности за профессиональные правонарушения реально обеспечит соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения. Это же повысит качество оказания медицинской помощи, обеспечит профилактику конфликтов между медиками и их пациентами, обезопасит самого врача от уголовного или гражданского преследования.

Таким образом, правовая грамотность в здравоохранении принципиально значима и должна являться составной частью профессиональной деятельности врача и среднего медперсонала. Например, не все медики и пациенты знают, что согласно действующему законодательству пациент имеет право на сохранение врачебной тайны при обращении за медицинской помощью и ее получение. Сохранение врачебной тайны является одним из важнейших условий установления доверительных отношений между врачом и больным. Закон определяет круг лиц, обязанных хранить врачебную тайну. При обращении за медицинской помощью врач обязан подтвердить, лучше всего в письменной форме, гарантию конфиденциальности представляемых пациентом сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, лицами, получившими эту информацию при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Таким образом, в настоящее время все же начинают формироваться условия для взаимного сотрудничества с пациентами.

Медицинские работники понимают проблему и согласны с низким уровнем своей правовой грамотности. Они также понимают, что крайне сложно осуществлять свою профессиональную деятельность в современных условиях. Кроме того, они желают получать дополнительные знания.

В связи с этим назрела необходимость поиска способов повышения правовой подготовки своих работников не только на государственном уровне, но и в конкретных организациях здравоохранения РФ. Из этого следует сделать вывод, что систематическое повышение правовой грамотности медицинских работников организаций здравоохранения в рамках Программы развития персонала является задачей стратегической важности, от решения которой зависит успешное его функционирование и качество лечения больных. Для этого в каждой отдельной организации необходим постоянный процесс совершенствования программ и материалов, внедрения новых методик по непрерывному обучению медицинского персонала юридическим знаниям.

Эффективность обучения сотрудников, на наш взгляд, следует рассматривать как совокупность двух взаимосвязанных элементов – личного вклада обученного работника в организацию и увеличения объема знаний в организации. В последнее время все больше компаний в других отраслях встают на путь создания корпоративных учебных центров.

Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН также разработал программу повышения уровня юридической грамотности для своих сотрудников. Она внедрена в 2006 году в центре и продолжает успешно работать сегодня. За это время собраны практически все методические материалы, преподавательский состав, действует учебно-методический центр «СоМеТ» по повышению квалификации медицинских работников с введенными дополнительно академическими часами по правовым аспектам медицинского права, этики и биоэтики.

Ведущие специалисты проводят регулярно занятия по контролю качества лечения больных и правовым знаниям, причем не только на семинарах, но и в каждом структурном подразделении.

Учитывая опыт по подготовке высшего медицинского персонала, в 2008 году нашим научным центром было принято решение о повышении квалификации среднего медицинского персонала и уровня его правовой грамотности. Ведь медсестра – первый помощник врача, она принимает участие в оказании медицинских услуг, имеет свои права, несет юридическую ответственность при исполнении профессиональных обязанностей.

В современных условиях необходимость повышения правовой грамотности медицинского персонала, владение необходимым минимумом юридической информации стало залогом формирования профессиональной правовой культуры.

Вместе с тем надо признать, что во многих случаях медицинским работникам надо использовать для защиты своих прав и интересов нормы действующего законодательства. А сама юридическая грамотность помогает не только медицинскому персоналу, но и оберегает законные интересы граждан при оказании им медицинской помощи.

Т. Семина,

начальник отдела кадров Научного центра сердечно-сосудистой хирургии
им. А.Н. Бакулева РАМН

Смотрите также по теме:

К вопросу о модернизации здравоохранения

К дискуссии о положении и судьбе врача в России: Беги, доктор, беги

Продолжаем дискуссию о статусе врача: Заметки брюзжащего медика

К дискуссии о положении и судьбе врача в Росси: Л.Рошаль

Л. Рошаль призвал П. Астахова не делать из врачей врагов

Мнение в дискуссии на тему: Обслуживать или лечить?

Минздрав вводит ужесточение и персонификацию ответственности врачей

Врач, непосредственно контактирующий с больным человеком, оказывается виновным в глазах больных и общества в целом в несовершенстве всей системы здравоохранения

С 2017 года в РФ вводится аккредитация медицинских работников

Приближается лицензирование каждого врача в России?

Российская медицина: это не лечится?
Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное