Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн

Смотрите также по теме:

Правовые аспекты оказания медицинской помощи при отсутствии утвержденного стандарта PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Научно-практическое общество врачей ПМА
22.03.2016 15:41

operating room 256Проблемная статья. Правовые аспекты оказания медицинской помощи при отсутствии стандарта

В статье рассматривается ситуация оказания медицинской помощи по заболеваниям, по которым отсутствуют принятые в установленном порядке стандарты оказания медицинской помощи.

Известно, что согласно ч.1 ст 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ  медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Однако среди утвержденных на сегодня Министерством здравоохранения стандартов медицинской помощи до сих пор нет целого ряда стандартов в частности по первичной медико-санитарной помощи при многих заболеваниях (например, стабильная ишемическая болезнь сердца, стабильная хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма и многие другие). Возникает вопрос. Значит ли это что по данным заболеваниям продолжают действовать стандарты 2004-2007 года (не опубликованные и неутвержденные минюстом, но введенные минздравом)?  В частности, применяются ли в настоящее время стандарты медицинской помощи, принятые до 2011 года, например стандарты, утвержденные следующими документами: No698 от 13.11.2007, NoNo714, 715, 716, 718, 719 от 30.11.2005, No516 от 11.08.2005, No555, 558 и 559 от 21.07.2006, No487 от 14.06.2006 и другие? В соответствии с какими документами должно осуществляться ведение на этапе ПМСП (поликлиника) пациентов без утвержденных после 2012 г. стандартов медицинской помощи?

 

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться сначала.

Стандарты медицинской помощи, принятые до 2012 года, официально не отменялись, однако их юридический статус на сегодняшний день не до конца ясен.

По мнению некоторых экспертов, если "свежих" стандартов Минздрава России по первичной медико-санитарной помощи нет, то допустимо использовать те, которые были принятые еще ранее до Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.  Это мнение вытекает из ст. 37 закона N 323-ФЗ. С целью обезопасить себя в этом вопросе, связанном с запаздыванием регулирующей роли Минздрава России по изданию стандартов,  руководителю медицинской организации рекомендуют обратиться письменно в страховую медицинскую организацию, которая оплачивает медицинскую помощь в системе ОМС за получением ответа.  Рассмотрим ситуацию шире.    

Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 No323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

- медицинских услуг;

- зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

- медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

- компонентов крови;

- видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

- иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

И именно в соответствии с таким пониманием стандарта должна оказываться медицинская помощь в соответствии с N 323-ФЗ. К ранее принятым стандартам медицинской помощи такие требования не предъявлялись, в силу чего старые стандарты не соответствуют современным требованиям. Кроме того, Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 No 1664н, из чего можно заключить, что старые стандарты медицинской помощи разработаны на основании недействующей номенклатуры медицинских услуг.

Главным же противоречием является то, что стандартам медицинской помощи нового поколения придан статус нормативных правовых актов — они утверждаются приказом Минздрава России, проходят государственную регистрацию в Минюсте России и подлежат официальному опубликованию. Старые стандарты не регистрировались Минюстом РФ и официально не публиковались.

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 No763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для  регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к  гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Верховный Суд РФ в решении от 09.04.2014 No АКПИ14–152 указал следующее. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для  неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, стандарты медицинской помощи законодательством в сфере охраны здоровья отнесены к нормативно‑правовым актам, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Этим же решением был признан недействующим приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 года No582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом», поскольку, являясь нормативным правовым актом, он не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован. Мнение Минздрава РФ, озвученное в суде, заключалось в том, что оспариваемый приказ является актом рекомендательного характера, не нуждается в государственной регистрации и не нарушает прав граждан. Однако с этим мнением Верховный Суд РФ не согласился.

Минздрав РФ обжаловал решение в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, в результате было принято определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2014 No АПЛ14–302. Апелляционная коллегия оставила без  изменения решение Верховного Суда РФ, указав, что поскольку при издании приказа Минздравом РФ не были соблюдены правила введения в действие нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года No763 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года No1009, оспариваемый нормативный правовой акт обоснованно признан судом первой инстанции недействующим.

Исходя из  приведенного судебного мнения, можно заключить, что:

Минздрав России считает принятые им до 2012 года стандарты медицинской помощи рекомендательными документами, не являющимися нормативными правовыми актами, то есть не устанавливающими правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц;

Верховный Суд РФ (решения которого обязаны учитывать в своей практике все суды общей юрисдикции) относит принятые Минздравом России до 2012 года стандарты медицинской помощи к нормативным правовым актам, при принятии которых Минздравом РФ не соблюден порядок введения их в действие.

Разность позиций ставит медицинские организации в затруднительное положение. Минздрав РФ не отменяет принятые им ранее стандарты медицинской помощи и считает их, хоть и не обязательными, но рекомендуемыми к применению. В тоже время применение любого старого стандарта может в любой момент быть обжаловано в суд, который с большой долей вероятности признает документ недействующим.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Стандарты медицинской помощи, принятые до 2012 года, не обязательны к применению. Минздрав РФ считает их всего лишь рекомендательными, Верховный Суд РФ считает, что они вообще не должны применяться как не вступившие в законную силу ввиду нарушения порядка введения их в действие.

 

Вопрос, остро встающий после таких выводов: В соответствии с какими документами должно осуществляться ведение пациентов с заболеваниями без утвержденных после 2012 г. стандартов медицинской помощи?

Частично ответ на этот вопрос был получен с принятием приказа Минздрава России от 07.07.15 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», согласно положениям которого (п. 1) критерии качества медицинской помощи формируются на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций  (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некомерческими организациями. Далее их текста приказа следует, что медицинская помощь должна оказываться на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также на основе клинических рекомендаций  (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некомерческими организациями. Таким образом, прежде всего порядки, далее стандарты, а также клинические рекомендации. Однако если в отношении порядков и стандартов все более или менее понятно, вопрос о правовом статусе конкретных клинических рекомендаций может оказаться очень не простым. Разговор об этом будет продолжен в следующих публикациях.

 

Бродская Т.А. Проблемная статья. Правовые аспекты оказания медицинской помощи при отсутствии стандарта // Приморская медицинская ассоциация, - 2016.

Вас также заинтересует:

 Еще раз о критериях оценки качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи на прицеле прокуратуры

СТАНДАРТЫ и ПОРЯДКИ медицинской помощи

Качество медицинской помощи: об экспертизе в рамках ОМС

 Совершенствование государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

 Утверждены критерии оценки качества медицинской помощи

 Обновлены порядки контроля качества и безопасности медицинской деятельности

 

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое