Вход/Регистрация



Сейчас на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн
Проблемные статьи: подготовка медицинских кадров PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Приморская медицинская ассоциация - Научно-практическое общество врачей ПМА
15.08.2012 00:00

proffПроблемные статьи: подготовка медицинских кадров

Подготовлено с учетом современных тенденций развития системы медицинского образования и науки, концепции непрерывного образования в Российской Федерации, а также опыта работы ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России в рамках международной программы Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов».

Представлено и обсуждено на международных конференциях по проекту Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» в 2012 г.

 

 

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АСПИРАНТУРУ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В.Б. Шуматов, Т.А. Бродская, В.А. Невзорова, Е.В. Крукович

Качество подготовки преподавателей высшей медицинской школы - существенный фактор качества медицинского образования в целом. Современное российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов-медиков. Высшей медицинской школе необходимы научно-педагогические кадры высшей квалификации, способные обеспечить подготовку врачей, адаптированных к работе в новых правовых, экономических и информационно-коммуникационных условиях. Подготовка преподавателей высшей медицинской школы имеет некоторые особенности, связанные в частности с базовым (исходным) уровнем подготовки специалиста, желающего пройти такую подготовку, а также с особенностями правового и этического регулирования правоотношений, связанных с охраной здоровья. Особую остроту качество подготовки преподавателей высшей медицинской школы приобретает в условиях вхождения России в Болонский процесс, интеграции образовательного пространства с Евросоюзом, реализации в настоящее время в России федеральных программ по модернизации как здравоохранения, так и образования. Чтобы учить врачей, преподаватель высшей медицинской школы обязан сам владеть полным набором компетенций: общекультурными, профессиональными, педагогическими, научно-исследовательскими, организационными, правовыми.

В соответствии с Российским законодательством, основным составом преподавателей высшей школы являются научно-педагогические кадры высшей квалификации. В этих же основополагающих нормативных актах определено, что подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук. В настоящее время Российское образование и здравоохранение переживают период глобальной модернизации, сопровождающийся масштабным пересмотром нормативно-правовой базы и вместе с ней образовательных стандартов и требований к обучающимся и выпускникам. Как никогда остро стоит вопрос о качестве подготовки преподавателей высшей медицинской школы.

Федеральным законом (ФЗ) от 16 июня 2011 г. № 144-ФЗ внесены изменения в ФЗ "Об образовании" и  ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые устанавливают федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования «аспирантура». Таким образом, к подготовке аспирантов (но не докторантов) появились четкие федеральные требования по освоению определенного набора и объема учебного материала. Однако, существенной особенностью аттестации лиц, прошедших подготовку в аспирантуре или докторантуре остается удостоверение факта освоения соответствующего уровня образования не на основании государственной (итоговой) аттестации, а на основании защиты квалификационной  работы  (диссертации)  на  соискание  ученой степени кандидата или доктора наук и только после этого выдачи документа государственного образца об ученой степени (диплома кандидата или доктора наук). Двусмысленность ситуации придает тот факт, что далеко не все лица, закончившие аспирантуру и докторантуру, защищают диссертации и получают ученую степень. Так, по данным Центра исследований и статистики науки, удельный вес защитивших диссертацию в выпуске из аспирантуры высших учебных заведений России составляет всего 33,7 %, в выпуске из докторантуры – 34,5 %. Таким образом, с одной стороны, для подготовки научно-педагогических кадров устанавливаются федеральные государственные требования и освоение их удостоверяется дипломом кандидата наук по результатам защиты диссертации, а с другой стороны фактически завершение обучения по программе подготовки научно-педагогических кадров только в 25-35 % заканчивается достижением требуемого уровня подготовки.

Обновленное к сегодняшнему дню законодательство, в том числе утвержденные в 2011 г. федеральные государственные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не дают ответа на вопрос, какого уровня образования достиг и какую квалификацию приобрел выпускник аспирантуры, не защитивший в установленные сроки научно-квалификационную работу (диссертацию), поскольку в настоящее время единственной квалификацией описывающей выпускника аспирантуры, является квалификация «кандидат наук» по отрасли подготовки. При отсутствии выполнения диссертации по специальности (в нашем случае по медицинским наукам) происходит своего рода отрыв от научной специальности, что крайне негативно сказывается на квалификации выпускника. В то же время квалификация преподавателя высшей медицинской школы, особенно клинициста, имеет особенное значение в части специальных знаний. Переоценить эту важность также невозможно, как учить лечить других без глубоких знаний по специальности.

Всемирная федерация медицинского образования (WFME) в издании «Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования. Последипломное медицинское образование» описывает минимальный рекомендуемый стандарт оценки качества обучения. В курсе последипломного медицинского образования должен быть процесс оценки, и соответствующие административные органы должны определить и описать методы оценки качества обучения, в том числе критерии сдачи экзаменов и прохождения других типов оценки. В процесс оценки следует включить обучающие методы и конструктивную обратную связь. Стандарт повышенного качества уже обязывает документировано обеспечить надежность и обоснованность методов оценки, по возможности с привлечением экзаменаторов со стороны (из других научно-образовательных учреждений) и внедрением дополнительных методов оценки. Этапы процесса обучения можно фиксировать в журнале успеваемости. Желательно наличие механизма апеллирования по результатам экзаменов с возможностью получения независимой оценки, а также смены преподавателя/куратора. Желательно применение нормативов и критериев (эталонных оценок), специализированных типов экзаменов, например, объективного структурированного клинического экзамена. При этом, по мнению WFME, степень признания качества образования другими научно-образовательными учреждениями значительно возрастает, если к процессу оценки привлекаются внешние экзаменаторы.

Установленная в настоящее время процедура защиты диссертации на соискание ученой степени с присуждением квалификации кандидата или доктора медицинских наук в России соответствует международным стандартам качества последипломного медицинского образования. В ней присутствует документировано описанный надежный и подробный процесс оценки, определенный и строго контролируемый компетентными государственными органами, включая подготовку и процедуру всех этапов защиты диссертации, а также сдачи кандидатских экзаменов и прохождения педагогической практики по специальности. В качестве обратной связи существует административный регламент апелляции. Положение о привлечении экзаменаторов со стороны обеспечивается широкой практикой представления и защиты диссертаций вне диссертационных советов своего университета, возможность получения независимой оценки - обязательной оценкой работы Экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России.

Перечень обязательных требований к претенденту на ученую степень по отрасли медицинских наук и к защищаемой научно-квалификационной работе, которая должна стать итогом подготовки молодого преподавателя высшей медицинской школы, четко определен в Федеральных государственных требованиях к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), статьях "Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ", «Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования – медицинские науки», «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций». Основные требования касаются следующих ключевых моментов: объем учебной нагрузки в кредитах, диссертация, публикации, освещенность результатов научной общественности, внедрение результатов, кандидатские экзамены, квалификация соискателя.

Нами разработана схема контроля качества подготовки в аспирантуре медицинского университета и в качестве примера отдельные стандарты контроля качества подготовки аспирантов медицинского университета,  которые обсуждены на сессиях международной программы Tempus IV. Однотипные по сути формы контроля качества, уже описанные для основного высшего и других этапов подготовки, также могут быть применены для контроля качества подготовки аспирантов в части не противоречащей схеме контроля качества подготовки в аспирантуре медицинского университета. Кроме этого, с целью обеспечения контроля качества подготовки преподавателей высшей медицинской школы через аспирантуру в вузах, реализующих программы подготовки научно-педагогических кадров должны быть разработаны и использоваться в ежедневной практике документированные процедуры и положения по вопросам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Подготовка и внедрение указанных локальных нормативных актов должно реализовываться с учетом действующих нормативно-правовых актов, современных тенденций развития системы образования и науки, концепции непрерывного образования в Российской Федерации, особенностей всех форм подготовки и сложившейся практики. Интересной и перспективной, на наш взгляд, является рекомендация WFME по повышению качества последипломного медицинского образования в части использования объективного структурированного клинического экзамена, как одного из инструментов определения качества последипломной подготовки, поскольку практикоориентированность становится основным девизом современной реформы высшего медицинского образования. Практика такого экзамена может быть очень полезна для распространения в медицинских вузах России при внедрении обновленной системы оценки качества подготовки преподавателей высшей медицинской школы через аспирантуру в рамках модернизации здравоохранения и образования, а также на других этапах послевузовского образования (интернатура, ординатура).

 

Смотрите также по теме:

Новый порядок повышения квалификации, переподготовки медицинских и фармацевтических работников

Минздрав начал работу по повышению квалификации преподавателей медвузов

Почему в клиническую аспирантуру принимают со стажем работы?

Модернизация медицинского и фармацевтического образования в России

Скворцова рассказала о "бесстыдно низком" уровне подготовки врачей в вузах

«Медицинское образование -2012»

Новое в системе подготовки медицинских кадров

Подготовка преподавателей высшей медицинской школы: От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь

Модернизация медицинского и фармацевтического образования в России

Повышение квалификации и устранение дефицита медицинских кадров - забота регионов

 

Комментарии
Добавить новый Поиск
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Самое читаемое

Популярное